Нематериальные активы (НМА) — идентифицируемые немонетарные активы, объекты интеллектуальной собственности, которые используются более 1 года и приносят доход, не имеющие физической (материальной) формы и отделимые от других активов.
К НМА относят активы, которые удовлетворяют следующим условиям:
- не имеет материально-вещественной формы;
- предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности;
- предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;
- способен приносить организации экономические выгоды в будущем;
- может быть выделен из других активов или отделен от них.
Согласно Федерального стандарта бухгалтерского учета 14/2022 «Нематериальные активы» к таковым относятся:
- результаты интеллектуальной деятельности;
- средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
- разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности.
Согласно Федерального стандарта бухгалтерского учета 14/2022 «Нематериальные активы» к НМА не относятся:
- финансовые вложения;
- результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, приобретенные или созданные для продажи;
- права пользования активом, возникающие из договора аренды;
- долгосрочные активы к продаже;
- поисковые активы;
- фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, созданные собственными силами организации;
- интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду;
- информация о контрагентах организации, созданная собственными силами организации;
- материальные носители нематериальных активов;
- товарный знак.
Нематериальные активы предприятия участвуют в процессе получения реальной прибыли, повышают узнаваемость предприятия. Как и для материальных средств, расходы на покупку, разработку, внедрение НМА компенсируются переносом затрат на стоимость товаров и услуг.
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету и требуют периодической оценки. Процесс оценки нематериальных активов регламентирован отраслевыми документами и законами.
Нормативная база оценки нематериальных активов:
- Закон Российской Федерации от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018 г.) «О бухгалтерском учете»;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 г. №153н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14 / 2007) – для юридических лиц согласно законодательным нормам России (исключение составляют кредитные и государственные (муниципальные) предприятия);
- Приказ Министерства финансов России от 01.12.2010 г. №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» — используется правительственными и общегосударственными структурами;
- Положение Центробанка Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» – для кредитных структур;
- Федеральный Закон России «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», вышедший 29.07.1998 г., №135-ФЗ;
- Федеральный стандарт оценки «Виды стоимости (ФСО II)», утверждённый приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 г. №200;
- Федеральный стандарт оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утверждённый приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 г. №200;
- Федеральный стандарт оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», утверждённый приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 г. №200;
- Федеральный стандарт оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», утверждённый приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 г. №200;
- Федеральный стандарт оценки «Отчёт об оценке (ФСО VI)», утверждённый приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 г. №200;
Федеральный стандарт оценки «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО 11)», утверждённый приказом Минэкономразвития России от 22.07.2015 г. №385.
Заказчиком и исполнителем оценки первоначально формируется задание на оценку, которое должно содержать: объект оценки, имущественные права на объект оценки, цель оценки, предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения, вид стоимости, дату, срок проведения оценки, допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка.
Вторая стадия оценки – это заключение договора об оценке. Заказчик обеспечивает оценщика всеми материалами, необходимыми для оформления договора и проведения оценки.
Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки и определения стоимости нематериального актива.
Следующая стадия процесса оценки – это выбор подходов и методов оценки, проведение необходимых расчётов. Из-за специфики рынка нематериальных активов, уникальности объектов и закрытости информации, для сравнения используется в основном доходный метод оценки, как наиболее достоверный и объективный.
По итогам проведения оценки составляется отчёт об оценке.