При оценке бизнеса объектом оценки выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия.
Основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определённых организационных структур – предприятий (организаций). Поэтому при оценке бизнеса определяется стоимость собственного капитала как фактора производства и как квинтэссенции бизнеса с учётом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая гудвилл.
Цели оценки бизнеса:
- Определение стоимости доли под залог с целью получения кредитных средств;
- Оценка стоимости при совершении операций реструктуризации: слияния, поглощения, выделения или ликвидации;
- Определение текущей рыночной стоимости предприятия при совершении операций продажи бизнеса или его доли;
- Признание компании банкротом с последующей продажей (ликвидацией);
- Оценка стоимости компании или ее части при вступлении в права наследования;
- Покупка (продажа) или дополнительная эмиссия акций;
- Возмещение ущерба, нанесенного репутации компании, или ущерба, связанного с наступлением страхового случая;
- Оценка бизнеса при разрешении имущественных споров;
- Оценка бизнеса при выкупе обществом акций по требованию.
Представленный список целей и задач оценки предприятия не является исчерпывающим. Основные цели оценки стоимости предприятия определяются с учетом конкретных обстоятельств.
Перечень документов и информации, необходимой для определения стоимости бизнеса:
- Общая информация:
- Краткое описание деятельности предприятия (история создания, характеристика основных производственных процессов, текущая ситуация на предприятии, возможные направления развития);
- Среднесписочная численность персонала за последние 3 года с разбивкой на управленческую и производственную, организационная структура общества, штатное расписание;
- Описание поставщиков сырья и потребителей продукции;
- Информация о наличии специфических (технологических, климатических, сезонных и др.) рисков в работе компании;
Лицензии, связанные с деятельностью предприятия. При наличии лицензий на недропользование, информация по ним запрашивается дополнительно.
- Юридическая информация:
- Выписка из реестра владельцев именных ценных бумаг по лицевому счету (информация для акционерного общества);
- Реестр акционеров общества на последнюю дату составления (информация для акционерного общества);
- Свидетельство о регистрации предприятия;
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- Сведения о начисленных и выплаченных дивидендах за последние 5 лет и планы на текущий год.
- Бухгалтерская и экономическая информация:
- Формы №№ 1,2,4,5 бухгалтерской отчетности по состоянию на дату проведения оценки и за последние 3 года (при отсутствии информации – за доступный период);
- Перечень основных средств предприятия на последнюю отчетную дату с указанием наименования каждой единицы, даты ввода в эксплуатацию, первоначальной и остаточной стоимости;
- Расшифровка основных статей баланса по состоянию на последнюю отчетную дату;
- Документы, подтверждающие права (собственности, пользования, аренды) на объекты недвижимого имущества (земельные участки, здания и сооружения), движимого имущества и нематериальные активы.
Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть сокращен или расширен после переговоров и получения предварительной информации.
Копии документов, предоставляемые для оценки, должны быть подписаны уполномоченным лицом и заверены печатью организации.
В оценке бизнеса применяется три подхода: сравнительный, затратный и доходный. При каждом используются различные методы оценки. Подробно все подходы и методы оценки описаны в Федеральном стандарте оценки «Подходы и методы оценки» (ФСО V), утверждённом приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 г. №200.
Сравнительный подход – предполагает, что наиболее вероятной ценой бизнеса может быть реальная цена продажи сходной компании (фирмы), зафиксированная рынком. Для этого используют цены совершённых сделок или цены из объявлений о продаже.
Первое условие применения сравнительного подхода – наличие активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках.
Второе условие – открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой для проведения оценки.
Третье условие – сбор и накапливание ценовой финансовой информации.
При сравнительном подходе используются три основных метода, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки:
- метод компании-аналога;
- метод сделок;
- метод отраслевых коэффициентов.
Затратный подход – опирается на стоимость активов компании с учётом понесённых издержек.
Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учёта, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В связи с этим проводится корректировка баланса предприятия, для осуществления чего предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Полученный результат показывает стоимость собственного капитала предприятия.
Базовой формулой в затратном подходе является:
Собственный капитал = Активы – Обязательства
Затратный подход рассчитывается двумя основными методами:
- метод чистых активов;
- метод ликвидационной стоимости.
Расчёт методом чистых активов включает несколько этапов:
- определяется обоснованная рыночная стоимость недвижимого имущества предприятия;
- оценивается рыночная стоимость машин и оборудования;
- рассчитывается стоимость нематериальных активов;
- оценивается рыночная стоимость финансовых вложений (как долгосрочных, так и краткосрочных);
- товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость;
- оцениваются расходы будущих периодов;
- оценивается дебиторская задолженность;
- обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость;
- определяется стоимость собственного капитала путём вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.
В процессе ликвидации (реализации) предприятия используется метод ликвидационной стоимости предприятия (бизнеса), который предполагает определение стоимости путём расчёта разницы между полученными доходами и понесёнными затратами.
Доходный подход – это совокупность методов определения стоимости на основании прогнозных величин будущих доходов от ведения бизнеса. Доходный подход основан на базовом принципе, в соответствии с которым стоимость бизнеса предприятия равна текущей стоимости его будущих доходов.
Методы доходного подхода для оценки бизнеса:
- метод дисконтирования денежных потоков;
- метод капитализации.
Основными этапами оценки бизнеса методом дисконтированных денежных потоков являются:
- Сбор требуемой информации.
- Выбор модели (типа) денежного потока.
- Определение длительности прогнозного периода и его единицы измерения.
- Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от реализации и ее прогноз.
- Проведение ретроспективного анализа и подготовка прогноза расходов.
- Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций.
- Расчет величины денежного потока для каждого года.
- Определение ставки дисконтирования.
- Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный период.
- Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стоимости компании в постпрогнозный период, а также их суммарного значения.
- Внесение итоговых поправок.
- Согласование полученных результатов.
Метод капитализации — это превращение денежного потока в стоимость путем деления или умножения (чаще деления) рассчитанной величины потока дохода на коэффициент капитализации или мультипликатор.
Базовые формулы:
Vm = Д / K или V = Д x M ,
где:
Vm — оцениваемая стоимость.
Д — доход.
К — коэффициент капитализации.
М — мультипликатор.
Суть метода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость компании. При использовании данного метода оценщик решает следующие задачи:
- Определение продолжительности анализируемого периода.
- Определение капитализируемой базы.
- Определение коэффициента капитализации.
- Расчёт рыночной стоимости.
Существует множество методов капитализации дохода предприятия, различающихся в зависимости от принятых для базы (видов) дохода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы. Так, например, можно выделить:
- капитализацию чистого дохода до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат;
- капитализацию чистого дохода после налогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат;
- капитализацию фактических дивидендов;
- капитализацию потенциальных дивидендов;
- использование мультипликаторов: цена/прибыль, цена/выручка и др.
Методы капитализации применяются в тех случаях, когда имеется достаточное количество данных для оценки дохода, при условии, что доход является стабильным или, по крайней мере, ожидается, что текущие денежные доходы приблизительно будут равны будущим или темпы их роста умеренны. Это касается, например, бизнеса, основанного на арендной плате, постоянной клиентской базе и т.п. на многие годы вперед. В силу того, что текущая стоимость очень чувствительна к изменениям коэффициента капитализации, для использования метода прямой капитализации необходимо тщательное обоснование коэффициента капитализации.
Процесс проведения работы по оценке бизнеса включает в себя следующие этапы.
На первом этапе «Определение объекта» осуществляется формулировка задания. Задание на оценку должно содержать: объект оценки, имущественные права на объект оценки, цель оценки, предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения, вид стоимости, дату, срок проведения оценки, допущения и ограничения, на которых должна основываться оценка.
Вторая стадия оценки – это заключение договора об оценке. Заказчик обеспечивает оценщика всеми материалами необходимыми для оформления договора и проведения оценки.
Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки и определения стоимости рассматриваемого предприятия.
Третья стадия процесса оценки – это выбор методов оценки и осуществление необходимых расчётов. При реализации этой стадии обосновывается возможность использования определённых подходов и методов, применимых для оценки конкретного объекта.
Оценщик для получения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование (обобщение) результатов расчёта стоимости объекта оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки. При согласовании результатов расчёта стоимости объекта оценки учитывается вид стоимости, установленный в задании на оценку, а также суждения оценщика о качестве результатов, полученных в рамках примененных подходов.
По итогам проведения оценки составляется отчёт об оценке.